Добавить в избранное


БазыУчебные заведения
Центры прослушиванияЭмблемы и символика
Выбор оружияШтаб-квартиры
Обмен разведданнымиБункеры
Резидентуры в посольствахТехника спецслужб
Спецтюрьмы 
Разоблачения
Провалы
Скандалы
Реорганизации
Операции
 
 
ФСБ в регионах
Спецслужбы в СНГ
Пресса и спецслужбы
История
Шпионские процессы
Теракты
Группировки
Контроль гос-ва
Борьба с терроризмом
Спецназ

Партнеры

Советы родителям
Независимая экспертиза

Отзывы владельцев
Все о ваших сновидениях

Трезвый взгляд на полезные вещи
Общество. Культура. Спорт.


Реформа ФСБ

Указ президента о реформировании ФСБ стал предпоследним гвоздем в гроб системы спецслужб, выстроенной Борисом Ельциным. Последним гвоздем будет включение в состав Лубянки служб разведки и охраны.


Все изменения в структуре ФСБ  должны пройти в рамках административной  реформы, которая была начата  в мае этого года.  Схема “министерства — подчиненные им федеральные службы” пока только обошла спецслужбы.  В связи с этим, следуя букве изменений, надо было или создавать  специальное министерство, которому придется подчинить ФСБ, или повысить статус Николая Патрушева до министра — что и было сделано.
Остальные изменения, а именно: сокращение числа заместителей, превращения департаментов в службы производят видимость административной реформы. Но это только кажется.
Совсем недавно две спецслужбы в мире прошли подобную  реформу, в результате  из охотников за шпионами  переквалиицировались в борцов с терроризмом: ФСБ и британская контрразведка MI5.  В советские времена у нас практически не было террора, а MI5 только в 1992 году стала отвечать за борьбу с террористами (до того контртеррором занималась полиция).  В связи с этим,  реформы в российской и британской контрразведках развернулись почти  одновременно.
Уменьшение числа заместителей в ФСБ, ход вполне объяснимый, который  повторяет  британский опыт.  Руководство MI5 состоит всего из четырех человек, включая генерального директора. По указу Президента РФ от 11 июля у директора ФСБ теперь будет четыре зама (ранее их было 12).
Но,  на этом сходство ФСБ и MI5 останавливается. Наверно, не от хорошей жизни у Патрушева было столько заместителей.  В нашей стране, в отличие от британцев,   уровень координации между силовиками был очень низким. А в 90-е годы ведомства вообще перестали  доверять друг к другу. Наверно самое худшее, что можно придумать, это проведение совместной операции. Девять шансов из десяти, что произойдет утечка информации, ведомства начнут мешать друг другу, будут сорваны сроки, и поставленная задача окажется невыполненной.
В связи с этим, как только ФСБ отошло  от реформ середины 90-х, она тут же стала  строить  подразделениями, которые  дублировали другие ведомства. В итоге  в ФСБ появился департамент экономической безопасности, воссоздано следственное управление, а недавно организовало  даже свою авиацию.  А  британская  MI5 не имеет даже своего  спецназа.
Помимо этого, увеличивая  численность, руководство ФСБ преследовало и другие цели. Разделив КГБ на части в начале 90-х, Ельцин копировал   американскую систему  реформирования  спецслужб.  Его основной постулат принцип: несколько спецслужб  которые  имеют одинаковые функции и  в связи с этим конкурируют друг с другом. 
Именно  поэтому  появилось Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ), директор которого мог просто попасть  к президенту. ФАПСИ отвечало за телекоммуникации Лубянки, поэтому под контролем оказалась и сама Федеральная служба безопасности.
Такое положение не устраивало  ни одну из спецслужб, но у ФСБ было преимущество. В  2003 году было  упразднено  ФАПСИ и ФПС, и  Федеральная служба безопасности превратилась в огромное разношерстное ведомство, где соседствуют аналитики, оперативники, спецназ и армейские части. Помимо этого, в каждом регионе  есть свое управление ФСБ. И это  еще,  если не считать  управлений и отделов ФСБ в военных частях и округах.
Наверняка, сокращение числа заместителей  приведет к потере контроля. Похоже, что  для минимизации ущерба и понадобились ФСБ те три месяца, которые дал Путин на выработку конкретных предложений по новой структуре спецслужбы.
К слову сказать,  ФСБ вполне могла не принимать участие  в преобразованиях.  Они относятся к так называемому президентскому блоку в исполнительной власти и имеют особый стату. Правда,  как говорит  замдиректора ФСБ Евгений Ловырев, в указе были учтены все пожелания ФСБ.  Похоже, что  у Лубянки была  причина,   чтобы пойти на такой вариант реформы. Здесь напашивается такое объяснение. В подобном положении,  как и ФСБ, оказались еще две спецслужбы — Федеральная служба охраны и Служба внешней разведки. Все три учреждения были в одинаковом положении, но только  ФСБ получила от Путина указ, определяющий ее статус в рамках новой схемы власти.
Очевидно,  они претерпят другие изменения : как ФСО, так и СВР останутся федеральными едомствами ,  но в составе ФСБ, а у Патрушева появятся два новых заместителя.

Rambler's Top100
О проекте | Новости сайта | Реклама на сайте | Сотрудничество