Добавить в избранное


БазыУчебные заведения
Центры прослушиванияЭмблемы и символика
Выбор оружияШтаб-квартиры
Обмен разведданнымиБункеры
Резидентуры в посольствахТехника спецслужб
Спецтюрьмы 
Разоблачения
Провалы
Скандалы
Реорганизации
Операции
 
 
ФСБ в регионах
Спецслужбы в СНГ
Пресса и спецслужбы
История
Шпионские процессы
Теракты
Группировки
Контроль гос-ва
Борьба с терроризмом
Спецназ

Партнеры

История рекламы
Защита прав

САмые вкусные рецепты
Мировая экономика

Форум избирателей
Полезные вещи: трезвый взгляд


Антитеррористический центр СНГ ( АТЦ)

20 июня 2000 года, стал днем образования  Антитеррористического  центра  (АТЦ) стран-участниц СНГ.  Создавался он для  координации деятельности спецслужб стран СНГ. Правда, фактической датой начала работы  Центра можно назвать 1 декабря 2000 года, именно  тогда был  утверждено  Советом глав государств СНГ в Минске Положения об АТЦ.


 В положении строго прописана  численность сотрудников, помимо этого финансовое обеспечение его деятельности.  По документу,  утвержденному Советом глав государств-участников СНГ, в структуру входит  60 человек, из них из них зарезервировано за СОРБ – 45 единиц, СМВД – 5, СМО – 5, СКПВ – 5.
Структура  подконтрольна российским спецслужбам. Штаб-квартира центра находится  в Москве на Ильинке. По положению  об АТЦ, должность  руководителя центра фактически равна первому заместителю руководителя органа безопасности того государства, на территории которого пребывает штаб-квартира АТЦ.   В 2001 г. был открыт филиал АТЦ в Бишкеке. И финансово АТЦ то же зависит от России: в 2001 г. было принято решение, что Россия будет финансировать деятельность Центра на 50%, остальное содержание будет распределяться между странами СНГ.
Подконтрольность АТЦ российской ФСБ  вызвала  проблемы  в первую очередь  с теми государствами, которые рассматривают  участие в проекте как не технологический, а политический вопрос.
Как следствие, туркменские спецслужбы  игнорировали деятельность АТЦ   почти до конца 2006 г. Их коллеги из Узбекистана  тоже отказывались от участия в работе АТЦ  до андижанских событий в 2005 г.  Только после того, как  руководитель АТЦ  публично предложил узбекской стороне помощь ФСБ в расследовании восстания  СНБ Узбекистана согласилась на участие в АТЦ.
Правда были и потери.  В первой половине 2000-х гг. отношения между ФСБ и в то время МГБ Грузии были, как ни странно, достаточно тесными.  Однако после прихода к власти Михаила Саакашвили и обострения отношений с Россией,  в АТЦ недосчитались грузинской стороны.
Немаловажной проблемой для АТЦ стала своеобразная кадровая политика спецслужб СНГ: в Москву  в основном  отправляли  самых нелояльных – в ссылку.  Понятно, что на подобном фоне не могли не возникнуть проблемы с технологической базой АТЦ – ОБД СНГ, в формате которого нужно установить  обмен информацией, а самое главное  оперативной информацией, той  которой  спецслужбы готовы делиться лишь при полном доверии.
Структура
По статусу руководитель  АТЦ  практически равен  1-ому заместителю руководителя органа безопасности того государства, на территории которого базируется штаб-квартира АТЦ. Он назначается на срок три года, с возможностью дальнейшего продления.
Руководители имеет трех заместителей: от Совета министров внутренних дел, Совета министров обороны и Совета командующих пограничными войсками стран-участников СНГ. К слову, руководитель Центра, его 1-й заместитель и заместители не являются гражданами одного государства. России, например. Спецслужбы государств Содружества направляют в АТЦ своих полномочных представителей, которые состоят на материальном обеспечении по месту основной службы. 
В составе АТЦ действуют следующие подразделения:
Координационно-оперативный отдел. Он обеспечивает работу компетентных органов государств-участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Его основная задача - помощь  в подготовке и проведении совместных антитеррористических мероприятий и комплексных операций по профилю Центра. Это деятельность касается и розыска людей, которые  совершили   преступления,  классифицирующихся статьей "терроризм", и скрывающихся на воей территории от уголовного преследования или исполнения судебного приговора.
Отдел организует обучение и подготовку  специалистов антитеррористических подразделений. В обучении задействованы инструктора  Центра специального назначения ФСБ России, проводятся  профильные  командно-штабные и оперативно-тактические  учения.  Работники отдела ведут  научно-методическю  работу - подготовку и проведение научно-практических конференций, семинаров, содействие в обмене опытом.
Отдел ситуационного анализа, мониторинга угроз и подготовки проектов решений. Его задачами  сталиразработка  предложений Совету глав государств СНГ и другим органам Содружества о направлениях развития сотрудничества по борьбе с международным терроризмом.
Отдел занимается анализом  поступающей  информации  о состоянии, динамике и тенденциях проявления международного терроризма и экстремизма не только на территории  Содружества, но и в других государствах. В итоге создается объединенный банк данных,  которые содержт  данные  о террористических организациях, их лидерах и членах, а также структурах и лицах, оказывающих им поддержку.
Отделение Антитеррористического центра СНГ по Центрально-Азиатскому региону со штаб-квартирой в Бишкеке. Сначала отделение носило имя оперативной группой, было открыто решением руководителя АТЦ по договоренности с правительством республики и руководством Службы национальной безопасности КР. С 1 августа 2001 года официально приступило к работе.
Научно-консультативный совет АТЦ - руководитель - представитель ФСБ В. Петрищев. Вопрос о создании научно-консультативного совета (НКС АТЦ) при АТЦ СНГ  был решен  на 12 заседании СОРБ в июне 2002 г., на котором также было утверждено Положение о НКС, а в ноябре того года в Москве было проведено его первое заседание.
Помимо этого отслеживание материалов из открытых источников, которые представляют  оперативный интерес, проводится каждый день.  Раз в месяц в органы безопасности и спецслужбы СНГ отправляются  аналитические справки - о состоянии и тенденциях развития обстановки, складывающейся под влиянием деятельности международных террористических организаций.
Учения
Первые учения проводились  в 2001 году на территории Ошской области.  В тот момент боевики  Исламского движения Узбекистана (ИДУ),  у которых была связь  с талибами, хотели пройти через Таджикистан, Киргизию на территорию  Узбекистана.  В месте их прорыва  были опробованы возможности управления штаба, объединяющего разные силовые структуры. Прошли учения удачно.
Следующие учения (2002 г.) прошли  на территории трех государств. Первая  часть была  в Кыргызстане: теоретическая часть, штабная.  После чего  в Казахстане - практика. "Арыстан",  то есть штурм здания с освобождением заложников, а также операции по освобождению заложников в больнице и в автобусе, наглядно продемонстрировал  возможности спецназа с использованием вертолета. Непосредственное участие в подготовке спецопераций принимали представители Центра специального назначения (ЦСН) ФСБ России. Затем, по легенде, боевики нарушили границу  со стороны Афганистана на территорию Таджикистана. На той территории была проведена спецоперация по освобождению заложников на полигоне. В этой части прерации применялись  части Министерства обороны РФ, т. е. расположеной  в Таджикистане 201-й дивизии. Все проходило с боевой стрельбой, работала авиация.
В третьих учениях (весна-лето 2003 года) принимали участие  спецслужбы Казахстана, России и Украины. Руководство  спецслужб других государств СНГ  могли принять в них учасие в качетве наблюдателей и  в сборах руководящего состава антитеррористических подразделений, обмена опытом на семинаре по проблемам борьбы с международным терроризмом.

Rambler's Top100
О проекте | Новости сайта | Реклама на сайте | Сотрудничество