Добавить в избранное


БазыУчебные заведения
Центры прослушиванияЭмблемы и символика
Выбор оружияШтаб-квартиры
Обмен разведданнымиБункеры
Резидентуры в посольствахТехника спецслужб
Спецтюрьмы 
Разоблачения
Провалы
Скандалы
Реорганизации
Операции
 
 
ФСБ в регионах
Спецслужбы в СНГ
Пресса и спецслужбы
История
Шпионские процессы
Теракты
Группировки
Контроль гос-ва
Борьба с терроризмом
Спецназ

Партнеры

Онлайн газета Факт.ру
Куда пойти учиться

Толкователь снов
История рекламы

Юмористические рассказы



Методы борьбы с терроризмом

В последнее время,  в связи с многочисленными террористическими актами в России многие комментаторы этих трагических событий вновь стали говорить о "необходимости применения израильского опыта борьбы с терроризмом".


Хочется отметить, что этот опыт, быть может быть в силу  недостаточной информированности его "пропагандистов" нередко  трактуется  весьма односторонне. Тем самым вводя  аудиторию в заблуждение.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЕМЬИ ТЕРРОРИСТА
Прежде всего,  это касается введения ответственности для членов семей участников бандформирований в Чечне. Хотя не всегда понятно, о чем идет речь, об уголовной или какой-либо иной ответственности (использовался даже термин гражданско-правовая ответственность, в данном случае абсолютно неуместный).  Воплощение в жизнь этой нормы со ссылкой на израильский опыт противодействия терроризму,  означает возврат к принципу объективного вменения вины заведомо невиновному человеку (предложение возлагать ответственность "на семью, клан, тейп").  Чем это грозит?  Это неминуемо разрушит всю концепцию отправления уголовного правосудия. Ведь раз можно в одном случае, то можно и в другом... Именно таким образом  начиналось и развивалось  в правоприменительной практике в нашей стране в 30-е годы прошлого века.
Часть  юристов  высказывает  предложение   ввести особый порядок судебного рассмотрения уголовных дел связанных с терроризмом.  С таким предложением вряд ли можно согласиться. Иное  дело, что уголовные дела по обвинению в терроризме должны быть рассмотрены судами немедленно по их поступлении. Хотя, как показывает практика, следствие по этой категории дел,  имеет затяжной характер.
Но  возвратимся к практике  Израиля, в частности, разрушению домов и изгнанию семей лиц, подозреваемых в террористической деятельности. Как показало время, эти меры  не смогли искоренить терроризм в этой стране. По мнению многих,  такая  практика ШАБАК (Службы общей безопасности Израиля) лишь помогла  увеличить социальную  базу  поддержки терроризма, стала   одной из наиболее очевидных просчетов антитеррористической стратегии этой страны.
Представьте себе, что будет, когда семья террориста - родители, братья, сестры, дети, племянники и т.д. - в соответствии с  законом будут  "выселены  на улицу без вещей, без пособий, без выплат"?  Ответ на этот вопрос понятен. Не говоря уже о вполне возможных ошибках.
Нельзя исключить и применения  практики умышленного оговора жителей республики, например Чечни,  в целях провоцирования недовольства российскими властями. Есть  данные  отечественного криминолога Сергея Дьякова. По его многолетним исследованиям,  неудовлетворенность сложившимися жизненными обстоятельствами выступала в качестве причины совершения особо опасных государственных преступлений в 27% случаев, а обида на органы власти добавляет к этому еще 12%.
 Да и существующая статья  51 Конституции, по которой  "никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников...".
В нашей стране был подобный опыт, это  борьба  с басмачеством в 20-30-е годы, которая имеет некоторое сходство с современной обстановкой в Чечне.  И в то время, многие из  басмачей были амнистированы,  а в дальнейшем  они стали весьма известными и уважаемыми людьми в своих республиках - были они и среди Героев Социалистического труда.
Но  в то время,они клялись  на Коране об отказе от бандитизма.  Ясно, что для истинно верующего человека подобное клятвопреступление и святотатство невозможно.
Но вернемся к  израильскому опыту борьбы с терроризмом. Надо  признать, что он показывает, что спецслужбы   страны  за все это время  так и не смогли   победить терроризм.  Поэтому отсутствие явных успехов в борьбе с  терроризмом вынудило  израильское правительство  в лице генерала Рабина пойти на переговоры с умеренным Арафатом в 1993 г. В будущем  это  и дало возможность кончится кровавому противостоянию в регионе.
ПУТИ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ
Основной  принцип   противодействия терроризму, записанный в федеральном Законе "О борьбе с терроризмом" - это приоритет мер предупреждения терроризма.  И еще одно дополнение. По мнению  68% участников интерактивного опроса, который проводился  на телевидении в студии передачи "Основной инстинкт",  ужесточение наказаний за терроризм  не сделает  жизнь более  безопасной.
А что касается стратегии борьбы с терроризмом, то для "победы" над терроризмом нужно  прежде всего решить существующе  социальные проблемы, реакцией на которые и есть терроризм. Какими бы идеями не были продиктованы  действия  террористов, они  будут  иметь сочувствие у той части населения, которая  сталкнулась с аналогичными проблемами.
Ко всему прочему, действия властей, которые вынуждены  рещать проблемы с ликвидацией источников социальных конфликтов, они  не должны выглядеть как уступка террористам. Общество должно понимать, что это результат напрвленной  политики государства, не связанной прямо с каким-либо террористическим актом.
В связи с этим, проводя борьбу с терроризмом, власти обязаны ясно озвучить, где возможен компромисс при решении проблем, вызвавших тот или иной социальный конфликт, а где - никогда.
 Что не маловажно, правительству  нужно  активно сотрудничать с умеренными группировками оппозиции, предлагать им разнообразные компромиссы (например, в случае межэтнических конфликтов - любую форму политической самостоятельности в рамках единого федеративного государства) для того, чтобы  противопоставить их террористам, не допустить союза между ними.
 А вот в отношении непосредственно террористов требуется жесткая силовая позиция. Только  об их разоружении и сдаче властям ожно говорить сними.
В России  до сих пор не подписано очень много соглашений по вопросам борьбы с преступностью, в том числе и терроризмом, даже с государствами СНГ. Это говорит  о недостаточно четком понимании как госчиновниками, так и законодателями всей сложности проблемы.
Или не рассматривались обоснованные предложения к Закону "О СМИ" с целью исключения пособничества террористам.
Интересно, почему  не работает  постановление правительства от 15 сентября 1999 г. # 1040 "О мерах противодействия терроризму"? А ведь им, в частности, предусматривалось:
- "усилить контроль за соблюдением правил регистрации и учета граждан... за использованием помещений... в производственных, коммерческих и иных целях;
- уделить особое внимание выявлению организованных преступных групп и сообществ, в первую очередь на этнической основе...
- принять меры к недопущению незаконного поступления финансовых средств, оружия, боеприпасов и средств связи, в том числе и из иностранных государств".
Похоже, что  очень многие законодатели, недооценивают двоякое положение  политики двойных стандартов, которую проводят некоторые  страны  Европы.
Для сведения   в 2003 г. в России было совершено 651 преступление террористического характера, тогда как в странах Евросоюза также совершается около 100 подобных преступлений. Но всего за 5 лет!

Rambler's Top100
О проекте | Новости сайта | Реклама на сайте | Сотрудничество